
Тяга к ремеслам и рукоделию свойственна людям с детского возраста. У кого-то в большей степени, у кого-то в меньшей. Наверное, каждый из нас может сказать про себя, что любил конструировать, рисовать, лепить, мастерить. Многие сохраняют любовь к творчеству и рукоделию на протяжении всей жизни. Ведь это отличный способ отвлечься от будничных дел, выразить себя, расслабиться, реализовать свои задумки. Ручной труд, который выполняется с интересом и увлеченностью, благотворно влияет на психологическое состояние человека, успокаивает его, умиротворяет.
Деятельность безвестных народных мастеров в сфере изготовления и украшения предметов быта, сыграла важную роль в формировании материальной и духовной среды человека, в его художественно-эстетическом развитии. На каждом жизненном этапе человек соприкасается с народной художественной культурой — с декоративно-прикладным искусством, его различными сторонами, явлениями, его носителями и творцами.
Хохлома, Гжель, Полхов-Майдан, Городец, Жостово — это центры народных промыслов, где в основу была положена кистевая роспись. Здесь образно-графический и живописный строй во многом зависит от возможности инструмента (остроконечной беличьей кисти) оставлять мазок, пятно, линию разной формы.
Гжель – традиционная роспись на керамике, получившая известность, благодаря насыщенным кобальтовым оттенкам, яркой майолике и удивительной гармонии рисунков и орнаментов.
Свое название роспись получила, благодаря живописному подмосковному району, известному также, как «Гжельский куст». Уже более 700 лет мастера Гжели создают настоящие произведения искусства – посуду, статуэтки, предметы интерьера, расписанные яркими орнаментами, изображающими цветы, животных или пейзажи. Вся работа выполняется только вручную, что придает ей ценности. Машинной гжельской росписи не существует, каждое изделие является оригинальным, отображая частицу вложенной автором души.
Особенностью гжельской росписи является исключительно ручная работа, в каждый орнамент художники вкладывают частицу себя и своего видения природы и окружения.
Тематика росписи отображает восприятие мастером окружающего мира, это результат развития многовекового народного творчества, впитывающего традиции и культуру. Художниками в своих творениях сочетаются элементы иконописи, бытовые сценки, наблюдения над природой. Чаще всего встречаются природные мотивы, архитектура: растения, птицы или животные, изображения крестьянских домов, церквей или городских улиц.
Гжель с традиционной синей росписью составляет единое целое формы изделия и декора. Рисунок подчеркивает форму, придает объем и гармонию. Но именно пластика диктует, каким будет орнамент и его оттенок, что именно будет выражено художником в готовом изделии. Мазок с наплывом «капелька», «травные мотивы», «кудрины», «усики с семенцами», «сетка», разнообразной формы листочки, ягодки, роза, являются основой искусства Гжели. Кисть в этом случае — необходимый и самодостаточный инструмент для художественно-образного воплощения замысла.
Современная тематика рисунка разделяется на 4 типа:
— сюжетный рисунок, включая времена года, пейзажи;
— орнаментальные – традиционные для гжели сетки-гребенки, усики, жемчужинки, капельки, шашечки и отводки;
— растительные рисунки – злаки, ягоды, цветы, бутоны, трава, ветви;
— животные (чаще всего это птицы).
Гжельская роспись — это своеобразный художественный ключ для понимания огромного пласта декоративно-прикладного искусства, ключ к формированию художественной культуры учащихся средствами декоративной росписи народных промыслов России. Освоение искусства гжельской росписи как никакой другой вид народного декоративно-прикладного искусства позволяет руководителю сосредоточить направленность творческого процесса на развитие базовых основополагающих способностей к изобразительному искусству:
— развитие исполнительского мастерства;
— произвольных движений руки;
— развитие целостного восприятия предметов и явлений окружающей действительности;
— создание актива графических и художественных образов.
Целью дистанционного открытого урока «Цвета гжельской росписи» было создание композиции «Гжельская птица» в технике имитации холодного батика (акварелью по сырому).
Ребятам необходимо было выполнить упражнения для регуляции рисовальных движений руки, изображая элементы и узоры гжельской росписи. Потом на основании полученных навыков, дети создали эскиз с изображением птицы.
На следующем этапе участникам Народной студии изобразительного искусства «Палитра» было предложено познакомиться с росписью ткани в технике холодный батик.
Люди создают рисунки на тканяхс незапамятных времен, что неудивительно – ручная роспись всегда выглядит ярко и необычно. Так, батик появился более 2000 лет назад. За столь долгое время искусство претерпело изменения, но главное – оно позволяет реализовать себя в творчестве и создавать уникальные вещи, которых не найти в магазинах.
Роспись ткани в технике холодный батик – это направление, которое позволяет творить и создавать удивительные расписные вещи людям с любым уровнем подготовки. Это несложное умение, которое увлекает и поражает воображение.
Вниманию участникам Народной студии изобразительного искусства «Палитра» был предложены конспект с пошаговыми инструкциями по работе в техниках батик и акварелью по сырому. И что самое главное, дети смогли посмотреть видеозапись с применением художественных техник, выполненных руками своего педагога при создании композиции «гжельская птица».
Врезультате занятия школьники создали имитацию батика, выполнив роспись под гжель в технике «Акварелью по сырому».
Хочется отметить, что и дошкольникам было предложено освоить гжельскую роспись. Малыши в преддверии празднования православного праздника Пасхи изучили тему: «Неповторимая гжель». Самые младшие воспитанники студии расписывали бумажное яйцо, применив все изученные элементы Гжели.
В изделиях мастеров художественных промыслов зафиксирована память народа, связывающая прошлое с настоящим. Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством оказывает существенное влияние на становление личности, по своим возможностям, богатству изобразительного материала народное искусство обладает огромным творческим и воспитательным потенциалом в сфере художественного образования.
Руководитель студии изобразительного искусства Лидия Прохацкая.
