«Алиса» Ирины Евсеевой

3 декабря Народная театральная студия «Алиса» отметит своё 25-летие. Накануне юбилейной даты мы встретились с режиссером коллектива.

В 1990 году по окончании отделения театральной режиссуры Тамбовского государственного института культуры молодой специалист Ирина Евсеева по распределению должна была отправиться работать в камчатское село Мильково. Но знакомство с директором ДК Термального Валентиной Лазаревной Семёновой изменило первоначальные планы, и молодой режиссер попадает в творческий коллектив ДК Термального. Затем судьба приводит Ирину Николаевну в вилючинский театр «ТВМ», где она играет в качестве актрисы.

— А так как я после училища уже работала в ДК «Меридиан» и с Ковалевым А.Ю. мы уже были хорошо знакомы, он приглашает меня в Вилючинск, и я собираю здесь детский театральный коллектив, — вспоминает И.Н. Евсеева. — Наш зритель всегда спрашивает: «Откуда взялось название «Алиса»? Потому что я очень любила фильм «Тайна третьей планеты», где героиня была девочка по имени Алиса, мне очень нравилась сказка Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес» и еще сюда почему-то «примешалась» Лиса-Алиса. И вот этот собирательный образ — театральный, яркий, детский – вылился в название нашего коллектива.

Сейчас первые актёры театральной студии «Алиса», пришедшие в коллектив 25 лет назад, уже приводят своих детей на спектакли и занятия в ДК «Меридиан». Активную работу И.Н. Евсеева вела со студентами техникума, был даже целый набор из подростков. По примерным подсчетам режиссера, через «Алису» «прошли» больше двухсот юных вилючинцев, и это только те, кто принимал участие в театральных постановках.

Основное направление коллектива – сказка. Один раз была поставлена фантастика, это спектакль под названием «День Образования», с которым «Алиса» заняла I место на краевом фестивале «Маска». И каждую сказочную постановку режиссер обязательно пропускает через себя, внося изменения и дополнения.

— Никогда не было у нас постановки – да простят меня драматурги! – на сто процентов соответствующей сценарию, написанному автором, — говорит Ирина Николаевна. – Конечно, это связано с количеством актёров и конкретно мальчишек. Хотя у нас, по сравнению с другими коллективами, ситуация очень даже хорошая; я посчитала, у нас 16 мальчишек и это — радует!

Сегодня разные возрастные группы Народной театральной студии «Алиса» посещает 47 детей.

— У меня есть основная группа, две старшие и средняя. Поначалу наша студия была детской, сейчас мы потихоньку от слова «детская» отходим, потому что есть актёры-студенты, которые уже не вписываются в детскую категорию. В этом году мы практически не проводили набор, потому что в коллективе уже много детей, мне бы с этими справится! – смеется режиссер «Алисы». – Они ведь все хотят на сцену! Все! А всех одновременно выпустить в спектакле практически невозможно.

— «Алиса» 25-лет назад и «Алиса» нынешнего дня — чем отличаются?

— Отличаются тем, что у меня мастерства стало больше и я по-другому строю и работу с детьми, и сами спектакли. Я, честно говоря, даже не люблю смотреть спектакли первых лет! Потому что всё кажется примитивным и думаю, ну что же я творила! И от того, что я изменилась, я уже по-другому и с детьми работаю, по-другому провожу занятия и репетиции. Да и спектакли стали другими.

В большинстве своём театральному искусству, считает И.Н. Евсеева, надо учить. Хотя бывают исключения, встречаются дети – и режиссер этому, конечно, очень рада – с врожденным талантом.

— Пример – Марк Чирков, который рожден с актёрским талантом, он просто умница и молодец! Но я всегда говорю: очень редко встречаются дети, которым вообще не дано существовать в актёрской профессии. Всё равно в ребенке это заложено, и если трудиться — всё получится! Всё можно развить. Для этого существуют занятия и репетиции.

На занятиях режиссер знакомит детей с законами сцены, ставит с ними речь, разрабатывая театральные этюды. Часто на занятиях ребята самостоятельно придумывают небольшие постановки и проигрывают их, а режиссер уже направляет, подсказывает, исправляет. Затем наступает черёд уже самих репетиций.

— Без занятий, если ребенок ходит только на репетиции, я не могу выпустить его на сцену, ведь он не будет знать основного: как правильно повернуться, куда смотреть, как общаться с партнером и многое-многое другое, что мы проходим на занятиях. И самому ребенку, зная основы театрального искусства, будет легче. Но на самом деле, я просто сама себе облегчаю задачу, — смеётся режиссер «Алисы».

За 25 лет театральной студии «Алиса» есть кем гордиться.

— Алексей Коханистый поступил и окончил театральную студию О. Табакова. Уже на втором курсе актёрскому мастерству учится Алёна Ерёменко  в Санкт-Петербурге, в этом году в институт культуры северной столицы на актерское отделение поступила Виктория Маньшина, тоже выдержала большой конкурс, молодец. Сейчас пришла в коллектив одиннадцатиклассница Полина Лысова, ездит каждый день с Рыбачьего, готовится к поступлению в театральный. Надеюсь, что по этому же пути пойдет Маша Санькова. Хороший поток у нас сейчас пошёл, дети хотят учиться театральному искусству и пока поступают все, — не без гордости подчеркивает Ирина Николаевна.

По итогам фестиваля-конкурса любительских театров Камчатского края «Маска-2017», который проходил в апреле в Камчатском дворце детского творчества, Народная театральная студия «Алиса» и её актёры стали победителями сразу в нескольких номинациях. В номинации «Лучшая мужская роль» победил Марк Чирков. Специальными дипломами за актёрские работы были награждены — Алиса Оверко и Милана Кавтуненко. Диплом лауреата I степени получила Народная театральная студия «Алиса», (г. Вилючинск) под руководством режиссёра Ирины Евсеевой.

— Как победителей краевого конкурса в феврале 2018 года нас пригласили на театральную смену во Всероссийский лагерь «Океан», — рассказывает И.Н. Евсеева. – Но есть условие: ехать могут ученики 6-11 классов. Я бы, конечно, поехала с теми детьми, которые завоевали победу в «Маске», актёрами спектакля «Козявка». Но таковы условия лагеря и связаны они с организацией учебного процесса. Мы готовимся к этой поездке, но как получится, пока неизвестно, ведь оплату проезда детей должны взять на себя родители.

«Алиса» живёт насыщенной занятиями, репетициями и спектаклями жизнью. А в предновогодние дни ребята работают с удвоенной силой, потому что к устоявшемуся графику прибавляются новогодние утренники, которые всегда с удовольствием посещают вилючинцы самого разного возраста. И конечно, новогодние и рождественские программы не обходятся без «костяка» театральной студии.

Ребята из старшей группы театральной студии занимаются в «Алисе» 8-10 лет – Диана и Тамара Пугачёвы, Владислав Разуваев, Сергей Теплоухов, Мария Санькова, Анатолий Жуков, а Татьяну Редькину с «Алисой» связывают 12 лет — и, конечно, отношения между ними и режиссером скорее напоминают родственные.

— Ребята сейчас студенты и видимся мы уже не так часто, как раньше, но все равно, по выходным, а иногда и вечерами, они обязательно приходят, общаемся и конечно, играем, — говорит Ирина Евсеева. —  Мы очень любим собираться у нас на даче. И ребята могут доверить мне свои самые-самые секреты. Более того, в нашем коллективе за эти годы стали организовываться пары! Можно сказать, семьи отсюда выходят! И старшие, и мои «козявки» и те, кто играл в «Кто украл ку-ку?» все они настолько много для меня значат… Иногда я про своих детей могу забыть, а актеров – ни за что!

И.Н. Евсеева уверена, у каждого режиссера должен быть характер. У неё он, отметим, особенно ярко выражен. «Бесхребетный человек просто не сможет в этой профессии», — подчеркивает Ирина Николаевна. Основное правило, которое чётко усваивают даже те, кто только пришел в театральный коллектив: здесь главное – дисциплина. «Если кто-то не выдерживает, он просто уходит. И остаются только те, кого я уверено могу назвать моими!».

— Конечно, я знаю о своих минусах. Я могу быть нетерпеливой, резкой, у меня своеобразный юмор.

— А плюсы?..

— Плюсы, наверное, в том, что я поняла: кто со мной больше года или какое-то более или менее длительное время – я к ним привязываюсь, я их люблю! Даже когда бывает, кричу на репетициях или жёстко разговариваю – никто не обижается. Они так и говорят: мы всё равно видим, что вы нас – любите! И – да! Это – моё!

Галина Уркачан. Фото автора.

 

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий или задать вопрос

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.